?>
Алина Марьясова

- Алина, как вы пришли в профессию архитектора, дизайнера интерьеров?

- В детстве я хотела стать дизайнером одежды. Рисовала эскизы платьев, шила одежду для кукол. Но потом мечта разбилась об необходимость делать раскройку на уроках труда. Мне тогда сказали: какой из тебя дизайнер одежды, если ты шить не умеешь? Родители не водили меня ни в какие дополнительные кружки, как это сейчас модно, а уроки рисования в школе, как известно, учат лишь минимальным основам.

В 12 лет я просто захотела уметь рисовать, взяла папу под руку и отвела его на другой конец города, чтоб он записал меня в художественную школу. Я училась почти на отлично, и учеба давалась мне легко как в гуманитарных, так и в математических науках. Но художественная школа стала для меня всем. Мама даже пугала меня наказанием «не пойдешь в художку», если я где-нибудь «косячила». В художке были абсолютно мои по духу люди, там я поняла, что хочу связать с творчеством всю свою жизнь. Мне очень повезло с преподавателями и со школой в принципе. Это сейчас кружки и секции в строго отведенное время. Мы приходили в художку каждый день, независимо от того, были ли у нас занятия по расписанию или нет. Мы рисовали и в выходные, и в будни. Я обожала акварельную живопись и вообще была в восторге от всего созидательного. В 9 классе я даже хотела пойти в художественное училище. Но мама, сломанная советским восприятием, не дала дочери стать «ПТУшницей».

В 10 классе я хотела ехать на пару с подругой, такой же художницей, поступать в художественный институт, уж не помню в какой город. Родители были обеспокоены выбором такой «неденежной» профессии. Папа, сложив два плюс два – мои таланты в учебе (я закончила математический класс) и мою страсть к рисованию предложил компромисс – учиться на архитектора. Весь 11 класс я разрывалась между подготовкой к экзаменам в школе и очень интенсивной подготовкой к творческим экзаменам в университете. Как результат – бюджетное место и диплом архитектора.

Еще на первых курсах я поняла, что, если не начну получать практический опыт сейчас – не получу его никогда. Мне везло, я поработала в свое время с лучшими архитекторами города. Также много работала в смежных областях – дизайн полиграфии, преподавание, работа с планировками для застройщиков, мелкие интерьеры. Но характер у меня не исполнительский, поэтому «отработав свое» и получив колоссальный бесценный опыт я принялась за создание своей студии.

- Вы действительно достаточно быстро создали свою студию. Почему предпочли работать в коллективе?

-Я по натуре вообще волк-одиночка. Мне проще все одной, все самой. А еще я лидер. То есть идти за кем-то, совершая общий подвиг это вообще не моя история. Работая на кого-то, я натурально страдала. Ходила по психологам и пыталась понять – мое ли это вообще.  Один хороший психолог по проф. ориентированию подсказала мне, что у меня очень сильно чувство контроля над ситуацией и возможно из меня выйдет лучше начальник, чем подчиненный. Долгое время еще работая в других студиях, я брала небольшие «халтурки» по вечерам. Потом очень долго работала одна. В какой-то момент поняла, что спрос на меня растет, а сил моих творческих уже не хватает. Много тратилось на текучку, обмеры, чертежи, технические детали. Я взяла на пробу, со страхом, двух девочек и, как говорят, моя жизнь изменилась. Я по-прежнему единственный источник главных идей в моей команде, но теперь, во-первых, я избавлена от множества головных болей, во-вторых, несколько голов всегда лучше, чем одна.  Хотя по большей части мои работники заняты текущими задачами – при помощи мозговых штурмов мы все вместе иной раз находим очень нестандартные решения.

- Какие преимущества дает заказчику работа с дизайн-студией, а не с одним дизайнером? Существует мнение, что услуги дизайн-студии априори дороже чем услуги одного человека – дизайнера/архитектора. Так ли это?

- Стоимость не берется с потолка. Да, в студиях в стоимость входят и аренда, и зарплата сотрудников. Но я считаю, что хороший дизайнер и хорошая дизайн-студия стоят примерно одинаково. Гораздо больше влияет опыт, количество и качество повышения квалификации (а я свою квалификацию повышаю постоянно). Также на цену влияют известность, само качество креативности мысли. Если вы готовы платить за дизайн-проект 300 рублей и не видите разницы между, например, моей студией и мальчиком-студентом, то для примера, пошли бы вы лечить зубы к вчерашнему студенту-стоматологу без надзора профессора? Нет? Я вот не пошла бы. А если кто-то пойдет – мне с таким заказчиком просто не по пути. Услуги моей студии стоят каждой своей копейки)

Что касается преимуществ – это, безусловно, большее количество решений для поставленной задачи. Это более качественное исполнение – когда каждый занят своим делом. Чертежник чертит, визуализатор визуализирует. А не мечется, как я когда-то от задачи к задаче. Еще это надежность – вряд ли целая студия скроется с вашими деньгами, не сделав дизайн-проект. Еще это надежность потому, что студия не собирается за один день. Это опыт, опыт и еще раз опыт. Ну и в принципе моя любимая аллюзия на врачей – у кого бы вы делали операцию? У одинокого врача, работающего на дому или у команды из врача, анестезиолога, медсестры в операционной?

Безусловно, есть сильные одиночки. Диана Балашова, например. Но Диана точно не выполняет сама свои текущие задачи по проектам. У нее нет офиса, но команда у нее есть. Думаю, здесь достаточно аргументов.

- Есть ли у вашей студии свой особенный, узнаваемый, стиль? Какой он? Или ценность архитектора/дизайнера, напротив, в стилистическом разнообразии его работ?

- Честно говоря, я, как истинный близнец по натуре, не люблю единую стилистику. То, что я бы делала, не оглядываясь на запросы заказчика – это какой-нибудь дикий фьюжн. Но я также люблю и минимализм, и классику, и сканди. Те профи, что работают в определенной стилистике – круты. Те, кто могут захватить и использовать с изящным мастерством стилистические приемы того или иного стиля – не меньшие молоды. Я люблю работать в разных стилях. И даже больше того – я заметила, что, когда у нас в работе одновременно несколько объектов в разных стилях – каждая работа получается наиболее яркой и выразительной. Это эффект зерен кофе в парфюмерном магазине. Примечателен в этом смысле Сальвадор Дали. Он мог писать и миниатюры, и большие бешенные холсты. Делал ювелирку, странные скульптуры и фотографии. И был при этом одним из выдающихся художников. Профессионализм не в стиле. Он в умении изящно решить задачу в соответствии с потребностями. Хотя старшие коллеги отмечают, что у меня есть свой стиль.

- Вы занимаетесь проектированием не только жилых помещений, но и коммерческих. Расскажите об этом опыте работы. Насколько он требует специфически знаний, учат ли этому в Иркутске?

- Коммерческие помещения требуют абсолютного понимания всех сегментов рынка услуг. Я училась и стажировалась по курсу HoReCa (отели, кафе, рестораны, проектирование и маркетинг в сфере досуга) в Милане (Италия) и по курсу Diseño de Interiores Comerciales: Gastronomía y retail (Коммерческий дизайн интерьера: гастрономия и ритейл) в Барселоне. Помимо этого, множество других школ и направлений, но эти два курса я назову определяющими для себя. Конечно же «с печи» вот так сходу нельзя проектировать коммерческое заведение. Оно должно соответствовать многим критериям и самое главное, оно должно приносить владельцу не только комфорт и радость, но и ДЕНЬГИ. Коммерческий интерьер это про прибыль, про безопасность, про постоянный поток клиентов, про многое из того, что интерьеру частному не свойственно. Это специфика и ее необходимо понимать.

- В целом об образовании дизайнера: достаточно ли один раз получить корочку вуза или профильных курсов? Насколько важно постоянно повышать свою квалификацию?

- Я лично (у окружающих может быть другое мнение), я лично считаю, что ПОСТОЯННОЕ самообразование и повышение профессиональных навыков в соответствующих заведениях — это практически базовая потребность любого ДУМАЮЩЕГО человека. Сама я учусь постоянно. Читаю книги, прохожу онлайн и офлайн курсы, стараюсь учится новому, захватываю не только область дизайна и архитектуры. Стараюсь бывать на ключевых международных выставках Isaloni в Милане, Cersaie в Болонье, Maison&Object в Париже. Люблю посещать выставки по искусству – Art Basel, биеннале искусств в Венеции. Планирую в ближайший год доехать до Амстердама, Стокгольма, Кельна и Франкфурта – все это ведущие интерьерные выставки. Помимо этого, планирую обучение в MBA. Ежемесячно слушаю по одному-два курса на темы дизайна, маркетинга, бизнеса, ритейла, организации пространств.

К тому же, я даже скрывать не буду, в своём мироощущении того, КАК должен жить человек, какое качество жизни его окружает - я во многом ориентируюсь на Европу. Но со своими условиями и особенностями. У нас для этого достаточный культурный и исторический фонд. И у нас достаточно умений, чтобы сделать что-то уникально, по-своему, но ХОРОШО. Поэтому стараюсь несколько раз в год выбираться учиться очно минимум в Москву, а желательно в Европу. Планирую также в будущем обучение в Америке. Говорить я об этом могу долго, как вы поняли.

Кстати, такое обучение влетает мне не в одну копеечку, поэтому если вернуться к вопросу о стоимости услуг – почему после вложенных мной усилий для повышения качества услуги она должна стоить дешево?)

- По вашему опыту, создание дизайн-проекта, его воплощение в жизнь — это всегда совместный труд архитектора/дизайнера и заказчика? Насколько «успешны» на выходе варианты, когда заказчик самоустраняется от проекта?

- Для меня – это абсолютно всегда совместный труд. Никто кроме заказчика не знает заказчика лучше, чем он сам. Никто лучше него не знает своего расписания и распорядка дня. Я не говорю сейчас о том, чтобы заказчик диктовал какого цвета ему придумать кухню или какой высоты должны быть декоративные панели за кроватью. Я о внутренней гармонии с проектируемым интерьером. Что касается коммерческих интерьеров – тут еще проще – никто кроме заказчика не знает целевой аудитории его услуги. Если заказчик самоустраняется – велика вероятность, что интерьер будет спроектирован для абстрактного человека, с заказчиком ничего общего не имеющего. Проектирование – это диалог сторон.

- Всегда ли вам удавалось с первого раза «прочувствовать» заказчика, понять какой интерьер ему требуется? Приходилось ли полностью переделывать концепт?

- Обычно удается почувствовать заказчика с первого раза. Много лет назад, когда я еще работала в студии на другого архитектора – мне попался очень сложный заказчик. 90 процентов всех эскизов вызывали жуткую истерику с матами, слезами и ором. Это было один раз, хватило мне такого опыта на всю жизнь, но, кроме этого случая, в 95% эскизов я попадаю в сердце заказчика с первого раза. Этому способствует строгая система анкетирования и мое тонкое чутье, дизайнерская интуиция. Дизайнер, он же немного психолог. К нему человек приходит придумывать дом, в котором он будет принимать душ, готовить ужины, заниматься сексом, совершать ежедневные гигиенические процедуры. Выявлять потребности и чувствовать настроения – способности, приводящие к результату с первого раза. Что касается коммерческих интерьеров – тут еще проще: знание специфики рынка услуги, строгое следование особенностям и эстетика.

- Что для вас идеальный интерьер?

- Идеальный жилой интерьер – красивый, функциональный, удобный. Идеальный коммерческий интерьер – красивый, функциональный, удобный и приносящий деньги владельцу. Польза, прочность, красота (с). Все остальное - детали процесса, которые меняются от интерьера к интерьеру. И я за индивидуальный подход.

- Есть ли мода в дизайне интерьера? Что сейчас в тренде? Какие интерьерные решения актуальны и выигрышны всегда?

- В дизайне интерьеров, безусловно, есть тренды. Крупные тренды живут 10-20 лет и зависят от внешних факторов. Это может быть что угодно. В послевоенные годы для удешевления строительства на домах перестали делать лепнину. Оп — вот вам и тренд на конструктивизм в долгосрочной перспективе. Сейчас мы все сидим на карантине – оп, вот вам и понимание непригодности квартир-студий для таких условий. Тренды начинаются не с подиума, а с социальных и политических событий. Есть ли решения, которые актуальны и выигрышны всегда? Да. Законы композиции, золотое сечение, психология цвета, текстильный дизайн и прочее, прочее. Но это не о конкретных приемах, а об умении ими пользоваться в соответствии с внешней обстановкой.

Подробнее

Портфолио